Интерлакен: "Гляжу в озёра синие"



Известный курортный городок Интерлакен / Interlaken с населением всего-то пять с половиной тысяч человек находится на небольшом перешейке, соединяющем два прекрасных швейцарских озера.


С запада лежит Тунское озеро / Thunersee.



С востока находится одно из красивейших, на наш взгляд, озёр Швейцарии - Бриенцкое / Brienzersee.



Оба озера соединены рекой Ааре, которая вытекает из Бриенцкого озера и впадает в Тунское. Вдоль русла реки и вытянулся небольшой городок Интерлакен, ставший к середине 19-го столетия весьма популярным курортом.




Город невелик, но имеет сразу два вокзала и две озёрные пристани.


На западном конце находится построенный в 1872-м году вокзал Interlaken West, который изначально был единственным городским вокзалом, сюда приходят поезда из Берна.



С ростом популярности курорта одного вокзала стало не хватать, и в 1890-х годах на месте железнодорожной станции "Zoll" / "Таможня" в восточной части города возвели вокзал Interlaken Ost. Здание этого вокзала построено в стиле швейцарской деревянной архитектуры.



Рядом с обоими вокзалами находятся озёрные пристани. От западной отходят теплоходы, курсирующие по Тунскому озеру, от восточной, соответственно, по Бриенцкому.



От вокзала до вокзала протянулась одна из главных улиц Интерлакен - Höheweg. Улица застроена, в основном, зданиями старых, красивых отелей, что неудивительно для курортного города.





Началом эпохи массового туризма в Европе можно с полным правом считать 1815 год – окончание наполеоновских войн и подписание мирных соглашений в ходе Венского конгресса. Точками притяжения европейцев стали водные курорты. Люди потянулись «на воды», на отдых и лечение. Вспомним персонажей русской литературы (и их авторов), выезжавших на воды в Карлсбад или Баден-Баден – они ведь тоже были туристами в нашем сегодняшнем понимании.


Швейцария с её роскошными пейзажами и разнообразной природой очень скоро заняла одно из первых мест в списке туристических стран. Правда, до конца 19-го века Швейцария была страной исключительно летнего отдыха, и основными туристическими центрами стали города, расположенные на берегах больших озер – Женевского, Тунского, Бриенцкого и Фирвальдштеттского.


Гости селились на постоялых дворах, в маленьких пансионах или в «частном секторе». Туристы активно «осваивали» Швейцарию. Они бродили по старинным городам, осматривали замки и монастыри. Отдыхающим предлагались прогулки в горы, осмотр водопадов, ущелий и ледников.


В туристическом бизнесе назрел вопрос о развитии городской и туристической инфраструктуры. В 1866-м году в Интерлакене появилось газовое освещение улиц, в 1870-м был проложен водопровод, а 1893-м году заработала городская электростанция. Эта электростанция на реке Ааре работает и поныне.



Увеличение потока туристов заставило швейцарцев всерьез задуматься о строительстве настоящих больших отелей.


В ходе отельного швейцарского строительства можно выделить два этапа. Первый был обусловлен общим строительным бумом 60-х годов девятнадцатого века, второй – в 1890–1914 г.г. – развитием сети железных дорог в долинах и горах и, как следствие, ростом числа туристов в стране. И начиналось всё с красоты и роскоши - со строительства пафосных "гранд-отелей".


Примерно посередине меж двух вокзалов стоит очень большое здание старого отеля "Victoria - Jungfrau".


Отель «Victoria» построен в 1864/65 г.г. (арх. Friedrich Struder). Восточное крыло с башней было возведено в 1899 г. В отеле с 1870 г. начал функционировать водопровод, а с 1885 г. начал работать внутригостиничный телефон. Отель «Jungfrau» построен в 1885-95 г.г. (арх. Robert Roller). Сегодня здания обоих отелей объединены в единый комплекс входом-козырьком.




Десятью годами позже бы построен отель «Beau-Rivage» (1873 г., арх. Horace Edourd Davinet). Эта гостиница частично перестроена после пожара 1906 г.




Ещё один старый отель класса "люкс" «Royal Hotel St. Georges», построенный в 1907 г. (арх. Alfred Vitian), представляет собой фактически два здания: одно носит название «Royal», другое - «St. Georges».




Курорт предполагает не только отели и лечебные источники, он предоставляет отдыхающим возможность гулять и общаться.


С этой целью в Интерлакене первым в Швейцарии в 1859 г. открылся «Курзал» / Kursal (арх. Robert Roller).



«Спутник туриста» под ред. С.Н. Филиппова, изданный в Москве в 1903 г., дает такое описание интерлакенского курзала: « … парк, ежедневная музыка, кабинет для чтения, в котором есть русские газеты и пр., вход 50 сантимов днем и 1 франк вечером».


А рядом с курзалом в Интерлакене были построены торговые павильончики. Сегодня торговля в них продолжается.



Напротив курзала расстилается огромный пустой луг "Höhematte" / "Хёэматте".



Огромный луг - излюбленное туристами место, с которого в безоблачную погоду в самом красивом виде предстаёт белоснежная гора-красавица - знаменитая Юнгфрау. Этот вид тиражируется на открытках и фотографиях уже не первую сотню лет.




Хотя история луга Хёэматте и сама по себе интересна. Несколько сотен лет луг принадлежал не городу, а кантону Берн. В 1864-м году кантон продал луг Интерлакену. И вот тогда несколько десятков жителей города скинулись и вскладчину в качестве совместной собственности выкупили луг, но с сервитутом. Условия договора обязывали владельцев луга сделать его общедоступным, никогда не делить на отдельные участки, никогда ничего не строить на лугу и не уничтожать деревья.


И вот уже второе столетие несколько поколений наследников тех первых владельцев луга свято соблюдают все условия договора купли-продажи к радости интернационального моря туристов.


Во второй половине 19 века путешествующая публика становится более «разночинной» - на отдых и в путешествия устремляются финансисты, промышленники, купечество, профессура, военные, служащие. Кроме того, становятся популярными зимние виды спорта, и туристическая инфраструктура начинает “подниматься” в высокогорные деревни.



Туристический рынок живо прореагировал на это, и в Интерлакене, как и во всей Швейцарии, стали появляться недорогие, более демократичные отели.




В принципе, кроме маленького замка, в котором сейчас расположена экспозиция местного музейчика, и старых курортных построек, смотреть в самом Интерлакене больше нечего. Но это вовсе не значит, что заняться в Интерлакене нечем!


Как мы уже говорили, из Интерлакена можно совершить теплоходные прогулки сразу по двум озёрам.



На берегу Тунского озера сохранился средневековый замок Оберхофен.



Ещё на берегу Тунского озера стоит замок Хюнегг с невероятно стильными аутентичными интерьерами в стиле "модерн".




Над соседним городком Бриенц / Brienz находится замечательный музей под открытым небом "Балленберг".



На горе на противоположном берегу Бриенцкого озера находится живописный водопад Гиссбах / Gissbach и красивый старый отель с тем же названием. 




Прямо от вокзала Интерлакен Ост фуникулёр поднимает к похожему на сказочный теремок ресторану "Harder Kulm", от которого открываются чудесные панорамы озёр и гор.



Из соседней деревни Вильдерсвиль / Wilderswill летом старинный горный поезд возит туристов на Schynige Platte. 



С вокзала Интерлакен Ост на поезде можно доехать до деревни Лаутербруннен / Lauterbrunnen. Сразу за деревней начинается романтичная узкая Долина водопадов.




В этой же долине находится мощнейший водопад Трюммельбах / Trümmelbach, ледниковые воды которого за миллионы лет пробили в многокилометровой толще гор нечто вроде "шахты".


Всё из той же долины канатная дорога поднимает на прославленную Джеймсом Бондом гору Шильтхорн / Schilthorn.




Прямо около вокзала Лаутербруннена находится станция фуникулёра, поднимающего в маленькую, очаровательную горную деревню Мюррен / Mürren.




Деревня лежит на небольшой площадке на краю скал на высоте 1650 метров над уровнем моря.



Среди старых, консервативных деревенских шале Мюррена очень неожиданно встретить два отеля, построенных в стиле функционализма - «Edelweiss» и «Alpine» (1927, арх. Arnold Itten). Так выглядел отель «Edelweiss» в начале 20-го века до перестройки:



Так выглядели отели на момент постройки:



Их современный вид:




Из Мюррена, кстати, тоже можно подняться на Шильтхорн.


Из Лаутербруннена горный поезд едет к горной деревне Венген / Wengen. Эта деревня, расположенная на высоте 1300 метров над уровнем моря, - известный летний и горнолыжный курорт со старыми отелями, построенными более ста лет назад.




В Венгене есть открытый бассейн, резко контрастирующий с консервативной архитектурой самой деревни.



Этот экстравагантный по тем временам бассейн был сооружён в 1931-м году (арх. Urfer и Stähli, инж. Meyer).



После Венгена старейшая горная дорога ведёт на перевал Кляйне Шайдегг / Kleine Scheidegg, к подножию знаменитых швейцарских гор Айгер / Eiger (т. е. "Чудище"), Мёнх / Mönch (т. е. "Монах") и Юнгфрау / Jungfrau (т. е. "Девственница").



Дальше поезд едет на самую высокогорную железнодорожную станцию Европы - Юнгфрауйох / Jungfraujoch, расположенную на высоте 3451 метр над уровнем моря.



Здесь туристов ожидает множество аттракционов: прогулка летом по снегу, катание на собачьих упряжках, смотровая площадка на метеорологической станции "Сфинкс".



Эта необычная метеорологическая станция была сооружена в 1936 - 1937 годах (арх. Otto Fahrini, инж. Hans Beetschen).



Кроме того, в ясную погоду с Юнгфрауйох хорошо видно даже Германию, не говоря уж о лежащем под горой леднике Алеч.


На Кляйне Шайдегг и Юнгфрауйох можно подняться на горном поезде и со стороны деревни Гриндельвальд.



В сам Гриндельвадьд поезд идёт тоже от вокзала Интерлакен Ост.


Словом, занятий в окрестностях Интерлакена столько, что за один отпуск все их точно не охватить, и это отличный повод для того, чтобы ещё не один раз приехать в эти благодатные и очень красивые места.



Местность:  Интерлакен / Interlaken